Кафе/10 шагов к открытию food-бизнеса

«Как открыть кафе» – один из самых популярных запросов на тему открытия бизнеса. Чтобы начать этот бизнес, не требуется многомиллионных затрат.

С чего начать?

Чтобы кафе приносило постоянный стабильный доход, перед его открытием надо изучить ключевые моменты этого бизнеса. Конечно, ваш реальный опыт ничто не заменит, но все же, стоит знать, с чего начать, если вы решили открыть свое кафе с нуля.


Выбрать форму реализации бизнеса

Форматы бизнеса «на еде», как и меню, могут абсолютно разными. Сначала нужно определиться с нишей – что именно вы будете готовить и продавать.

Например, если вы хотите открыть небольшой бизнес по приготовлению домашней еды, то основной целевой аудиторией станут близлежащие офисы.

Если вы планируете печь торты, то в качестве целевой аудитории можно рассматривать всех жителей вашего района.

Провести SWOT-анализ

Используя SWOT-формулу, Вы проработаете свои возможности, оцените слабые и сильные стороны и рассмотрите способы их усиления и использования.

С помощью этого метода можно подготовиться к возможным рискам и создать “план Б” на случай прогнозируемых неудач.

Сильные стороны

Сильные стороны есть абсолютно у каждой концепции.

Например:

  • Низкая себестоимость
  • Наличие всех необходимых продуктов и приправ на рынке.
  • Доступное оборудование для приготовления блюд.
  • Простая технология и высокая скорость приготовления позволит быстро выполнить заказ даже при большом потоке гостей
  • Наличие доставки
Слабые стороны

Идеальных проектов, имеющих только сильные стороны, просто не существует.

К примеру:

  • Отсутствие опыта как в ресторанном бизнесе, так и в бизнесе в целом.
  • Новая торговая марка
  • Специфичная кухня. Это такая кухня, которую не захочется есть каждый день.

Возможности Всегда есть куда расти и развиваться. Подумайте, какие возможности Вы имеете сейчас и какие могут появиться у Вас в будущем.

  • Одна из возможностей – это расширение сети. Также можно развиваться в других городах и регионах.
  • Есть возможность не просто расшириться, но и занять наиболее эффективные места.
  • Угрозы

  • Главная угроза – экономическая нестабильность.
  • Сильные конкуренты, имеющие опыт в ресторанном бизнесе. Нужно сделать так, чтобы их слабые места были вашими сильными.
  • Введение санкций. Продукт не производится в России. Здесь необходимо решить, на какую другую кухню с этим же оборудованием можно перейти.
  • Кухня станет немодной, ее разлюбят. Решением также может стать переход на другую кухню с уже имеющейся техникой.

Способы выхода на рынок

Франшиза

Покупка франшизы имеет много преимуществ по сравнению с организацией бизнеса с нуля.

В первую очередь это зачастую самый быстрый способ развития компании при минимальных инвестиционных рисках и вложениях.

Одно из основных преимуществ – уже отработанные и успешные технологии ведения бизнеса.

Чтобы понять, как правильно выбрать франшизу, а также на какой нише остановиться именно вам, рекомендуется изучить:

  • перспективность и уровень развития отрасли, где работает франчайзер, и его конкурентные преимущества (например, применение особых технологий работы в логистике/производстве/маркетинге)
  • степень конкурентной среды в отрасли
  • срок деятельности бизнеса франчайзера (для большинства сфер наилучший вариант – от двух лет, с наличием не менее двух точек)
  • Какие есть плюсы в работе по франшизе?

    Во-первых, вы получите готовую бизнес-модель, что позволит сэкономить время на запуске проекта.

    Во-вторых, вам не потребуется полностью прорабатывать идею для малого бизнеса, ведь стартап будет работать под уже узнаваемым и зарекомендовавшим себя брендом. В результате потребуется меньше вложений в маркетинг и рекламу для завоевания доверия клиентов.

    В-третьих, вы можете рассчитывать на поддержку от франчайзера не только на старте, но и в дальнейшем.

    Если вы купите франшизу, франчайзер предоставит вам:

    • информацию о предполагаемом сроке окупаемости
    • готовые рекламные материалы
    • описанные бизнес-процессы и проверенные технологии работы
    • консультации по выбору системы налогообложения, оформлению торговой точки, формированию ассортимента, выбору торгового и кассового оборудования обучение и повышение квалификации сотрудников
    • возможность кредитования по специальным франчайзинговым программам банков-партнеров
    • корпоративные скидки
    • возможность предоставления торгового места на гораздо более выгодных условиях франшизы, в результате чего франчайзи получит шанс попасть в крупные торговые центры и др.

Базовые вложения

При расчете организации ресторана необходимо принимать во внимание следующие виды затрат:

  • Затраты на подбор помещения;
  • До того, как ресторан начнет свою работу, необходимо получить согласование перепланировки, сделать ремонт, получить необходимые согласования и т. п. Возникает необходимость платить арендную плату еще до того, как началась деятельность;
  • Регистрация предприятия;
  • Проекты. архитектурный проект, дизайн-проект, технологический проект, проект вентиляции, проекты коммуникаций;
  • Получение согласований, связанных с организацией общественного питания, в том числе на розничную торговлю алкоголем;
  • Закупка оборудования;
  • Закупка мебели;
  • Посуда, столовые приборы и т.п;
  • Компьютерная система учета, кассовый аппарат;
  • Зарплата персонала до открытия;
  • Униформа персонала;
  • Затраты на продвижение (первичные рекламно-маркетинговые мероприятия).

Поиск помещения для бизнеса

Именно от выбора помещения зависят успех и скорость окупаемости вашего заведения.

Грамотно выбранное место под ресторан или кафе обеспечивает вам стабильный трафик и прибыль. Безусловно, при открытии кафе надо учитывать и множество других важных моментов, но ни одна гениальная концепция не приведет ваш бизнес к успеху, если для нее не будет подходящего места. Для кафе можно подобрать помещение из всего перечня коммерческих предложений, а также можно воспользоваться предложением льготной аренды помещений города Севастополя.

Специально для малого и среднего бизнеса создан бесплатный сервис «Бизнес-навигатор МСП»

Ознакомиться с условиями льготной аренды, а также с перечнем помещений, находящихся в собственности города Севастополя Вы можете на Портале МСП г. Севастополя.

Какую организационно-правовую форму выбрать?

  • Индивидуальное предпринимательство (ИП) – просто зарегистрировать, не нужен уставной капитал, могут применять патентную систему налогообложения, однако отвечают по долгам и обязанностям личным имуществом
  • Общество с ограниченной ответственностью (компании) – учредителями могут выступать несколько человек, минимальная сумма уставного капитала – 10 тыс. рублей, отвечают по долгам и обязанностям уставным капиталом

Предпочтительные системы налогообложения

У индивидуальных предпринимателей есть возможность выбрать патентную систему налогообложения. Размер налоговой ставки зависит от срока, на который получен патент.

Индивидуальные предприниматели и юридического лица, чей годовой доход меньше 150 млн рублей, могут выбрать упрощенную систему налогообложения.

Подобрать оптимальный для вас налоговый режим можно с помощью онлайн-сервиса.

При регистрации ИП или ООО необходимо заранее выбрать вид экономической деятельности (ОКВЭД). Есть основной ОКВЭД (тот, за который предприниматель получает большую часть прибыли) и дополнительные.

Подробнее о возможных кодах можно узнать на сайте оквэд.рф.

Что делать после регистрации в налоговой?

При открытии кафе с нуля придется тесно сотрудничать с разными инстанциями:

  • СЭС (будьте готовы к соблюдению норм, касающихся вентиляции, освещения, влажности, размеров и структуры помещения);
  • Пожарная инспекция (будет требовать наличие противопожарной защиты, сигнализации, плана эвакуации, нормы вентиляции и т. п.);
  • Водоканал, энергосбыт.

Обычно в кафе стараются добавить в меню алкоголь: его продажа значительно повышает оборот заведения и расширяет круг потенциальных гостей. Здесь не обойтись без лицензии на розничную продажу алкоголя.

Для продажи спиртного в барах и ресторанах требуется один из двух видов лицензий:

  • на розничную реализацию алкогольных напитков с содержанием спирта до 6% для употребления на месте продажи;
  • на розничную реализацию алкогольных напитков с содержанием спирта более 6% для употребления на месте продажи. Помимо выполнения основных процедур, таких как регистрация в налоговой, оформление договора аренды и получение лицензий на продажу алкоголя, вам нужно заключить договоры на:
  • обслуживание с организацией, обеспечивающей противопожарную безопасность;
  • вывоз мусора;
  • дератизацию и дезинсекцию.

Проверки

Предприятия могут проверять различные ведомства, из них стоит выделить:

  • Роспотребнадзор: проверяет соблюдение прав потребителей, санитарно-эпидемиологических норм, требований к организациям общепита, к помещениям и оборудованию, правил торговли, качество продукции и т.д.
  • Роструд: проверяет соблюдение трудового законодательства
  • МЧС: контролирует соответствие требованиям противопожарной безопасности
  • Пенсионный фонд и Фонд социального страхования: следят за соблюдением закона о страховых взносах
  • Роскомнадзор: проверяет, не нарушается ли защита персональных данных
  • ФАС: следит за соблюдением закона о рекламе и защите конкуренции
  • Росстандарт: следит за единством измерений (метрологический надзор)
  • Прокуратура: контролирует соблюдение законодательства в целом, поэтому может проводить проверки любой тематики
  • Налоговая: проверяет соблюдение налогового законодательства и правила применения и контрольно-кассовой техники
  • МВД: проверяет работу с мигрантами
  • Росалкогольрегулирование: контролирует оборот алкоголя и его качество (например, наличие маркировок)

Общественные организации: не вправе штрафовать или выписывать предписания, но могут проводить независимую экспертизу за свой счет и действовать через вышеназванные инстанции. Результат их работы может повлечь внеплановые проверки


Хотите узнать больше о том, как построить food-бизнес?

Участвуйте в бесплатных образовательных проектах Центра Мой Бизнес – это одна из мер поддержки малого бизнеса в Севастополе.

Каждый месяц проходят десятки образовательных мероприятий для предпринимателей по самым актуальным бизнес-тематикам – маркетинг, управление, финансы, налогообложение и др., которые помогают открыть бизнес или вывести его на более высокий уровень. Формат образовательных мероприятий абсолютно различный – от семинаров, мастер-классов до больших форумов. Посмотреть календарь мероприятий и записаться на них можно по ссылке.